|
Только один пример из современной публицистики для детейНа одном из разворотов «Классного журнала» опубликован очерк «Че Гевара» за подписью Никанора Ивановича Босого (вероятно, псевдоним автора). Ниже публикуются текст очерка и размышления о нем Яны Завьяловой, студентки I курса факультета журналистики МГУ.
Все люди на земле - разные. Есть толстые и есть худые. Есть молодые и старые. Богатые и бедные. Но некоторым очень хотелось бы, чтобы все люди стали одинаковыми - чтобы не было ни богатых, ни бедных. И чтобы все на свете были счастливы.
Такие люди называются революционерами. Они устраивают революции – чтобы плохие правители испугались и убежали, а правителями стали они сами и сделали всех вокруг счастливыми.
Самый знаменитый революционер на планете после Ленина - Эрнесто Че Гевара. Или просто Че Гевара. Или – просто Че. Он родился в 1928 году в Южной Америке, в Аргентине. Когда Че подрос, ему очень не понравилось, что его знакомые много работают, а живут при этом впроголодь. Молодой Эрнесто решил, что обязательно постарается помочь всем бедным людям на свете. А в Южной Америке в то время в какой-нибудь стране обязательно была революция. И Че Гевара решил присоединиться к революции кубинской.
На Кубе дело шло хорошо – когда Че и его друзья начали бегать по улицам и стрелять, правительство довольно быстро испугалось и сбежало. Но Че Геваре этого было мало. Он поехал в Африку, в Конго, и стал делать революцию там. Но в Конго у него не выгорело. Тогда Че вернулся в Южную Америку и устроил революцию в Боливии. Однако там получилось совсем скверно - его поймали и казнили...
С тех пор прошло много лет. Революций стало гораздо меньше и революционеров тоже. Но Че Гевару всё равно помнят люди, которые верят, что когда-нибудь в будущем все на земле будут счастливы.
Никанор Иванович Босой
Уже при попытке определить тематику очерка, возникают затруднения: заголовок «Че Гевара» наталкивает на мысль, что в тексте мы найдем биографию знаменитого кубинца, рассказ о нем. Однако сведения, касающиеся биографии Че Гевары, ограничены несколькими самыми поверхностными фактами: вот он жил, вот он стрелял, вот его казнили. Позиционируется Че Гевара как «самый знаменитый революционер на планете после Ленина». Затем автор объясняет, кто такие революционеры: «…некоторым очень хотелось бы, чтобы все люди стали одинаковыми – чтобы не было ни богатых, ни бедных. И чтобы все на свете были счастливы. Такие люди называются революционерами». Также поясняется, чем занимаются революционеры: «Они устраивают революции – чтобы плохие правители испугались и убежали, а правителями стали они сами и сделали всех вокруг счастливыми». Напоминаем, что «Классный журнал» – журнал для детей среднего школьного возраста.
На полосе – фотографии. Эрнесто возится с маленькой девочкой в белом платье. Рядом рисунки: бравый и добродушный на вид солдат Че Гевара с ружьем на плече и постоянный персонаж «Классного журнала» рысь Пантукль в футболке с изображением революционера. Начинает казаться, будто революция – очень красочное и веселое событие: люди бегают по улицам, стреляют и делают всех счастливыми. Я не зря повторяю эту фразу – в самом очерке, не набирающем даже полутора тысяч знаков, суждение, что революция порождает всеобщее счастье, встречается целых три раза.
В материале, который условно можно отнести к детской публицистике, практически нет полезной информации. Факты и события освещены однобоко, вульгарно, показаны исключительно с положительной стороны. Автор умалчивает о том, что результатом действий революционеров, описанных как «бегали и стреляли», было множество человеческих жертв. Что уж говорить о слишком высокой оценке личности Че Гевары, которого на самом деле многие его знакомые считали человеком «без сердца». Еще раз стоит вспомнить о том, что заявленная целевая аудитория журнала – дети 7–11 лет. Это уже большие мальчики и девочки, которым важно понять, что и как происходит или происходило на свете. С этой миссией прекрасно справлялись в свое время публицисты «Ежа» и «Чижа».
Этот и другие материалы Никанора Ивановича Босого в «Классном журнале» написаны шутливым, примитивным языком, каким даже с малыми детьми говорить не принято. Сторонников Че Гевары автор называет просто – «его друзья», цель революции – чтобы «плохие правители испугались и убежали», а что касается общей политической ситуации, то «в то время в какой-нибудь стране обязательно была революция». Если рассмотреть остальные публикации Босого в «Классном журнале», складывается впечатление, будто автор сам не хочет, чтобы одиннадцатилетние дети знали элементарные вещи. Например, что парус – это не «такая огромная простыня на палке», а «руль, чтобы этой лодкой управлять» называется штурвалом. Различные определения и объяснения происходящих событий донельзя примитивны. Возможно, человек, выступающий под псевдонимом «Босого», боится сказать детям нечто непонятное, и вместо того, чтобы пойти сложным путем – рассказать и объяснить, он выбирает путь самый легкий – спуститься на две ступени ниже самого ребенка. Тем не менее, автор, регулярно пишущий для детей на познавательные темы, не может не понимать, что одна из важнейших функций детской литературы – образовательная. Из любого произведения ребенок должен вынести что-то полезное для его умственного развития. Из этой же статьи вынести можно немногое: «Жил-был Че Гевара, он хотел, чтобы люди были счастливы и поэтому стрелял. По нему скучают люди, которые тоже хотят стрелять и делать всех счастливыми». По крайней мере, такой вывод сделала семилетняя Маша, которой я прочитала этот материал и показала картинки.
Не совсем понятны мне принципы, которыми руководствовался автор при выборе некоторых слов. Например, недоумение вызывает предложение «Однако там получилось совсем скверно – его поймали и казнили…». Неужели отношение к смерти человека, особенно героя, можно выразить словом «скверно»? Неудачи революционера и вовсе описываются с помощью стилистически сниженной лексики, которую, как известно, не рекомендуется использовать во «взрослых» СМИ, что уже говорить о материалах, ориентированных на детскую аудиторию («Но в Конго у него не выгорело»).
Таким образом, автор очерка пытается шутливым языком рассказать о событиях, по поводу которых даже самый циничный взрослый человек не станет шутить. Ни одна из серьезных тем не должна раскрываться с такой веселой небрежностью.
Парадокс состоит в том, что этот очерк, скорее, небольшая заметка «ни о чем», при желании можно назвать «материалом, восхваляющем революцию». Совершенно ясно, что публикация не соответствует нормам морали и способна отрицательно повлиять на представления ребенка об окружающем его мире. Возникает вопрос – как так получилось, что редакция «не досмотрела» и пропустила материал в печать? Обнаружили ли редакторы свою ошибку, или до сих пор пребывают в счастливом неведении?
В заключение хочу сказать, что ни один из материалов, подписанных Никанором Ивановичем Босым, я бы никогда не дала в руки своему ребенку. В любом из них всегда можно найти какую-нибудь «подозрительную» деталь, и хорошо, если одну. Благодаря своей теме, нетипичной для современного детского журнала, именно статья «Че Гевара» с легкостью стала торжеством несуразицы в творчестве Босого. Всегда нужно помнить, что автору не стоит обращаться к подобной теме, если он не в силах адекватно преподнести ее читателю. Ведь важно не что пишется для детей, а как это делается.
А это еще одна публикация Босого, которая красноречиво свидетельствует о своеобразии творческой манеры автора.
Однажды, очень давно, человек сидел на берегу реки. И было ему очень грустно. Все фрукты с деревьев он уже съел, а животные в страхе разбежались. Река была неширокая – и человек видел, что на том берегу раскинулся богатый фруктовый сад, а зайцы и олени доверчивы, как маленькие дети. Но плавать человек не умел и потому грустил еще больше. И тут он увидел, что по реке плывет травинка, а на ней – муравей. Отважный пловец уцепился за травинку всеми лапками и несся по течению. И человека осенило. Он тоже так сможет!
Травинка ему, конечно, не подойдет. А вот если срубить ствол большого дерева… Да, тогда все должно получиться! Так он и поступил. Сперва ничего не выходило. Бревно вертелось, и удержаться было невозможно. Однако кушать человек хотел все сильнее, поэтому он подумал-подумал – и решил обтесать бревно каменным топором. Так появилась самая первая лодка!
Со временем человек научился делать лодки из разных материалов – например, из звериных шкур – и плавать повсюду, объедая фрукты с веток и отлавливая зайцев. Шли годы. Нетронутых деревьев и непуганых зверей оставалось все меньше, плыть приходилось все дальше. И в какой-то момент человек добрался до берега моря. Другого берега он не увидел, но воображение нарисовало ему сказочные земли за горизонтом. Тут уж и лодку пришлось строить по-новому. Большую и надежную, из крепких деревьев. Одной пары весел, чтобы двигать ее по воде, было мало. И тогда человек придумал парус – такую огромную простыню на палке. А заодно и руль, чтобы этой лодкой управлять. Первыми мореходами были отважные викинги. Говорят, они аж до самой Америки доплыли. Но больше всех в древности плавали по морям греки. Корабли у них были преогромные. Когда парусов не хватало, на весла сажали целую кучу народа. Такие лодки назывались галерами. Гребцам на них жилось очень тяжело – весь день приходилось ворочать громоздким веслом.
В середине века люди уже вовсю плавали по морям. И Америку отрыли второй раз после викингов, и Индию. Чтобы увезти домой все сокровища, которые они добывали в этих странах, им требовались корабли еще больших размеров. Так появились фрегаты и галеоны. Каждый из них был – как целый дом. Парусов – тьма-тьмущая. Корабли украшали резьбой, а на носу обязательно ставили статую – считалось, что она защищает корабль и моряков.
Поскольку заполучить сокровища хотели все кому не лень, в море часто происходили сражения. Тогда же появились пираты – они грабили всех подряд. Подплывут, обстреляют из пушек – и пиши пропало. Когда людям это надоело, они стали делать корабли из железа. В то время как раз изобрели паровой двигатель – в него только уголь кидаешь, и он сам вращает мотор. Корабли стали еще больше, крепче и быстрее! Теперь человек смог плавать повсюду. Не осталось ни одного даже самого малюсенького остова, куда бы он ни приплыл!
Прошло еще немного времени и люди придумали самолеты. Да и воевать всем порядком надоело. Сейчас корабли заняты мирным делом – перевозят грузы и пассажиров. Те, с пушками, тоже остались – но только так, на память.
Комментарии
| |