Типология изданий
Типология изданий
Возраст читателей
Возраст читателей
Реклама
на страницах
Реклама
на страницах
Редактирование
Редактирование
«Домовенок
Троша»
«Домовенок
Троша»



























Главная >> Журналы - детям >> Редактирование

 
 

Только один пример из современной публицистики для детей

На одном из разворотов «Классного журнала» опубликован очерк «Че Гевара» за подписью Никанора Ивановича Босого (вероятно, псевдоним автора). Ниже публикуются текст очерка и размышления о нем Яны Завьяловой, студентки I курса факультета журналистики МГУ.

Все люди на земле - разные. Есть толстые и есть худые. Есть молодые и старые. Богатые и бедные. Но некоторым очень хотелось бы, чтобы все люди стали одинаковыми - чтобы не было ни богатых, ни бедных. И чтобы все на свете были счастливы.

Такие люди называются революционерами. Они устраивают революции – чтобы плохие правители испугались и убежали, а правителями стали они сами и сделали всех вокруг счастливыми.

Самый знаменитый революционер на планете после Ленина - Эрнесто Че Гевара. Или просто Че Гевара. Или – просто Че. Он родился в 1928 году в Южной Америке, в Аргентине. Когда Че подрос, ему очень не понравилось, что его знакомые много работают, а живут при этом впроголодь. Молодой Эрнесто решил, что обязательно постарается помочь всем бедным людям на свете. А в Южной Америке в то время в какой-нибудь стране обязательно была революция. И Че Гевара решил присоединиться к революции кубинской.

На Кубе дело шло хорошо – когда Че и его друзья начали бегать по улицам и стрелять, правительство довольно быстро испугалось и сбежало. Но Че Геваре этого было мало. Он поехал в Африку, в Конго, и стал делать революцию там. Но в Конго у него не выгорело. Тогда Че вернулся в Южную Америку и устроил революцию в Боливии. Однако там получилось совсем скверно - его поймали и казнили...

С тех пор прошло много лет. Революций стало гораздо меньше и революционеров тоже. Но Че Гевару всё равно помнят люди, которые верят, что когда-нибудь в будущем все на земле будут счастливы.

Никанор Иванович Босой

Уже при попытке определить тематику очерка, возникают затруднения: заголовок «Че Гевара» наталкивает на мысль, что в тексте мы найдем биографию знаменитого кубинца, рассказ о нем. Однако сведения, касающиеся биографии Че Гевары, ограничены несколькими самыми поверхностными фактами: вот он жил, вот он стрелял, вот его казнили. Позиционируется Че Гевара как «самый знаменитый революционер на планете после Ленина». Затем автор объясняет, кто такие революционеры: «…некоторым очень хотелось бы, чтобы все люди стали одинаковыми – чтобы не было ни богатых, ни бедных. И чтобы все на свете были счастливы. Такие люди называются революционерами». Также поясняется, чем занимаются революционеры: «Они устраивают революции – чтобы плохие правители испугались и убежали, а правителями стали они сами и сделали всех вокруг счастливыми». Напоминаем, что «Классный журнал» – журнал для детей среднего школьного возраста.

На полосе – фотографии. Эрнесто возится с маленькой девочкой в белом платье. Рядом рисунки: бравый и добродушный на вид солдат Че Гевара с ружьем на плече и постоянный персонаж «Классного журнала» рысь Пантукль в футболке с изображением революционера. Начинает казаться, будто революция – очень красочное и веселое событие: люди бегают по улицам, стреляют и делают всех счастливыми. Я не зря повторяю эту фразу – в самом очерке, не набирающем даже полутора тысяч знаков, суждение, что революция порождает всеобщее счастье, встречается целых три раза.

В материале, который условно можно отнести к детской публицистике, практически нет полезной информации. Факты и события освещены однобоко, вульгарно, показаны исключительно с положительной стороны. Автор умалчивает о том, что результатом действий революционеров, описанных как «бегали и стреляли», было множество человеческих жертв. Что уж говорить о слишком высокой оценке личности Че Гевары, которого на самом деле многие его знакомые считали человеком «без сердца». Еще раз стоит вспомнить о том, что заявленная целевая аудитория журнала – дети 7–11 лет. Это уже большие мальчики и девочки, которым важно понять, что и как происходит или происходило на свете. С этой миссией прекрасно справлялись в свое время публицисты «Ежа» и «Чижа».

Этот и другие материалы Никанора Ивановича Босого в «Классном журнале» написаны шутливым, примитивным языком, каким даже с малыми детьми говорить не принято. Сторонников Че Гевары автор называет просто – «его друзья», цель революции – чтобы «плохие правители испугались и убежали», а что касается общей политической ситуации, то «в то время в какой-нибудь стране обязательно была революция». Если рассмотреть остальные публикации Босого в «Классном журнале», складывается впечатление, будто автор сам не хочет, чтобы одиннадцатилетние дети знали элементарные вещи. Например, что парус – это не «такая огромная простыня на палке», а «руль, чтобы этой лодкой управлять» называется штурвалом. Различные определения и объяснения происходящих событий донельзя примитивны. Возможно, человек, выступающий под псевдонимом «Босого», боится сказать детям нечто непонятное, и вместо того, чтобы пойти сложным путем – рассказать и объяснить, он выбирает путь самый легкий – спуститься на две ступени ниже самого ребенка. Тем не менее, автор, регулярно пишущий для детей на познавательные темы, не может не понимать, что одна из важнейших функций детской литературы – образовательная. Из любого произведения ребенок должен вынести что-то полезное для его умственного развития. Из этой же статьи вынести можно немногое: «Жил-был Че Гевара, он хотел, чтобы люди были счастливы и поэтому стрелял. По нему скучают люди, которые тоже хотят стрелять и делать всех счастливыми». По крайней мере, такой вывод сделала семилетняя Маша, которой я прочитала этот материал и показала картинки.

Не совсем понятны мне принципы, которыми руководствовался автор при выборе некоторых слов. Например, недоумение вызывает предложение «Однако там получилось совсем скверно – его поймали и казнили…». Неужели отношение к смерти человека, особенно героя, можно выразить словом «скверно»? Неудачи революционера и вовсе описываются с помощью стилистически сниженной лексики, которую, как известно, не рекомендуется использовать во «взрослых» СМИ, что уже говорить о материалах, ориентированных на детскую аудиторию («Но в Конго у него не выгорело»).

Таким образом, автор очерка пытается шутливым языком рассказать о событиях, по поводу которых даже самый циничный взрослый человек не станет шутить. Ни одна из серьезных тем не должна раскрываться с такой веселой небрежностью.

Парадокс состоит в том, что этот очерк, скорее, небольшая заметка «ни о чем», при желании можно назвать «материалом, восхваляющем революцию». Совершенно ясно, что публикация не соответствует нормам морали и способна отрицательно повлиять на представления ребенка об окружающем его мире. Возникает вопрос – как так получилось, что редакция «не досмотрела» и пропустила материал в печать? Обнаружили ли редакторы свою ошибку, или до сих пор пребывают в счастливом неведении?

В заключение хочу сказать, что ни один из материалов, подписанных Никанором Ивановичем Босым, я бы никогда не дала в руки своему ребенку. В любом из них всегда можно найти какую-нибудь «подозрительную» деталь, и хорошо, если одну. Благодаря своей теме, нетипичной для современного детского журнала, именно статья «Че Гевара» с легкостью стала торжеством несуразицы в творчестве Босого. Всегда нужно помнить, что автору не стоит обращаться к подобной теме, если он не в силах адекватно преподнести ее читателю. Ведь важно не что пишется для детей, а как это делается.

А это еще одна публикация Босого, которая красноречиво свидетельствует о своеобразии творческой манеры автора.

Однажды, очень давно, человек сидел на берегу реки. И было ему очень грустно. Все фрукты с деревьев он уже съел, а животные в страхе разбежались. Река была неширокая – и человек видел, что на том берегу раскинулся богатый фруктовый сад, а зайцы и олени доверчивы, как маленькие дети. Но плавать человек не умел и потому грустил еще больше. И тут он увидел, что по реке плывет травинка, а на ней – муравей. Отважный пловец уцепился за травинку всеми лапками и несся по течению. И человека осенило. Он тоже так сможет!

Травинка ему, конечно, не подойдет. А вот если срубить ствол большого дерева… Да, тогда все должно получиться! Так он и поступил. Сперва ничего не выходило. Бревно вертелось, и удержаться было невозможно. Однако кушать человек хотел все сильнее, поэтому он подумал-подумал – и решил обтесать бревно каменным топором. Так появилась самая первая лодка!

Со временем человек научился делать лодки из разных материалов – например, из звериных шкур – и плавать повсюду, объедая фрукты с веток и отлавливая зайцев. Шли годы. Нетронутых деревьев и непуганых зверей оставалось все меньше, плыть приходилось все дальше. И в какой-то момент человек добрался до берега моря. Другого берега он не увидел, но воображение нарисовало ему сказочные земли за горизонтом. Тут уж и лодку пришлось строить по-новому. Большую и надежную, из крепких деревьев. Одной пары весел, чтобы двигать ее по воде, было мало. И тогда человек придумал парус – такую огромную простыню на палке. А заодно и руль, чтобы этой лодкой управлять. Первыми мореходами были отважные викинги. Говорят, они аж до самой Америки доплыли. Но больше всех в древности плавали по морям греки. Корабли у них были преогромные. Когда парусов не хватало, на весла сажали целую кучу народа. Такие лодки назывались галерами. Гребцам на них жилось очень тяжело – весь день приходилось ворочать громоздким веслом.

В середине века люди уже вовсю плавали по морям. И Америку отрыли второй раз после викингов, и Индию. Чтобы увезти домой все сокровища, которые они добывали в этих странах, им требовались корабли еще больших размеров. Так появились фрегаты и галеоны. Каждый из них был – как целый дом. Парусов – тьма-тьмущая. Корабли украшали резьбой, а на носу обязательно ставили статую – считалось, что она защищает корабль и моряков.

Поскольку заполучить сокровища хотели все кому не лень, в море часто происходили сражения. Тогда же появились пираты – они грабили всех подряд. Подплывут, обстреляют из пушек – и пиши пропало. Когда людям это надоело, они стали делать корабли из железа. В то время как раз изобрели паровой двигатель – в него только уголь кидаешь, и он сам вращает мотор. Корабли стали еще больше, крепче и быстрее! Теперь человек смог плавать повсюду. Не осталось ни одного даже самого малюсенького остова, куда бы он ни приплыл!

Прошло еще немного времени и люди придумали самолеты. Да и воевать всем порядком надоело. Сейчас корабли заняты мирным делом – перевозят грузы и пассажиров. Те, с пушками, тоже остались – но только так, на память.



Комментарии







 
   


© 2010-2024 РадугаМедиа.
Все права защищены.
О замеченных ошибках просьба сообщать
на radugamedia@mail.ru.
Дизайн RadugaLabs.
Разработка IT-Raduga.