Поколение
Интернета
Поколение
Интернета
Цифровое
книгоиздание
Цифровое
книгоиздание
Ридеры
Ридеры





























Главная >> Мой компьютер >> Поколение Интернета

 
 

С.Б. ЦЫМБАЛЕНКО,
доктор педагогических наук, кандидат философских наук,
президент молодежного объединения ЮНПРЕСС

Информационное пространство современных подростков

Чтобы понять, что происходит в современной детско-юношеской журналистике и будет в ближайшем будущем, нужно от явлений конкретных изданий и других проектов перейти на другой уровень. Прежде всего, нужно осмыслить явление, которое выглядит очевидным и банальным: массовое распространение интернета. Оно перестает быть таковым, если задуматься над тем, что, в отличие от нас, современные дети рождаются и живут в условиях интернет-коммуникации. Освоение информации с помощью цифровых технологий происходит раньше, чем дети начинают читать и писать – в три-четыре года, часто без контроля взрослых. Для современного ребенка это главное, а иногда и единственное средство входа в мир знаний и общения. Это меняет не только подрастающие поколения, но и наш мир, в том числе журналистику.

В США и Западной Европе около 10 лет назад это обозначено как появление «детей цифровой эры». Исследование юных россиян 10-17 лет, проведенное нами в 2012 году на средства, выделенные Институтом общественного проектирования в качестве гранта Президента Российской Федерации, позволяет констатировать, что в последние три-четыре года дети России также вступили в этап массового интернета. Сформировалось первое интернет-поколение, или цифровое поколение, учитывая, что дети имеют дело и с другими цифровыми средствами коммуникации. По данным опроса, 93,1% подростков пользуются этим каналом коммуникации, независимо от места проживания, и в городе, и в селе. Возраст активного и массового входа в интернет – пока 9 лет.

Для сравнения: по данным исследовательской группы ЦИРКОН, каждый день или почти каждый день выходят в интернет лишь 37% взрослых с 18 лет и никогда не выходят 46% (в исследуемой группе – 6,6%).


Рис.1 Динамика роста количества российских подростков, пользующихся интернетом

Каковы последствия сущностного изменения в информационном пространстве подрастающих поколений?

Пока нет психо-физиологических данных, но явно это иной вход к восприятию мира и человечества. Образная и виртуальная картина мира преобладает над умозрительной, интеллектуальной. Но образ может быть примитивным комиксом, анимэ, а может вести к глубокому постижению того, что есть мир и человеческие взаимоотношения. Это зависит от средств информации и коммуникации.

Ребенок в своем развитии проходит все исторические этапы информационно-коммуникативных культур, начиная с жеста и аффектированных звуков, но в ускоренном темпе. При этом он может сформироваться медиакультурным, а может остановиться на одной из форм. Дети испытывают влияния неоднородного социального окружения, которое сохраняет разнообразные поколенческие медиакультуры (письменную, аудиальную, визуальную, компьютерную, мультимедийную). У ребенка может возникнуть потребность в диалоге с носителями других культур, а может - их отторжение. Структура каналов информации, их комплексность и субординация, конечно же, влияют на эти процессы.

Интернет интегрирует другие каналы в единую медиасреду. Чаще всего подростки попадают не на сами источники в их оригинальной форме, а на актуальные и интересные для них фрагменты. Важнейшими характеристиками современного состояния информационного пространства подростков являются текучесть, диффузность, хаотичность. Информационный хаос, с которым сегодня сталкивается подрастающее поколение, особенно в интернете, определяет перенос акцентов формирования медиакультуры на обучение грамотному поиску информации, ее систематизации, этике общения. Дети нуждаются в навигаторских программах, которые содержали бы полезные подсказки, помогали в поиске качественной информации по различным направлениям. Имеется потребность в формальных и неформальных холдингах, где взаимосвязаны разнообразные средства информации и коммуникации. Многие информационные ресурсы прибегают к мультимедийности, усиливая свои возможности с помощью интернета, аудио- и видеоприложений. При этом можно прогнозировать сохранение и значимость всех форм коммуникации и информации, но в измененном виде. Например, газеты, журналы, книги могут быть вновь очень востребованы для ребенка, если они интересно изданы и проиллюстрированы, а не просто носители текста.

Еще одна существенная особенность цифрового поколения: подростки не просто пользуются интернетом, они живут посредством него. Подростки, у которых есть техническая возможность, находятся в непрерывном интернет-контакте с друзьями, даже на школьных переменах и уроках.

Несостоятельным оказывается миф о том, что интернет уменьшает реальное жизненное пространство. Сравнение тех подростков, кто пользуется и не пользуется интернетом, обнаружило следующее. Интернет-дети значительно больше общаются со сверстниками (70% против 49,1%), с родителями (29,3% против 27,3%), ходят в кружки и секции (34% против 29,1%), ходят на свидания (25% против 9,1%). Это новый способ жизни при содействии информационных технологий, основой которого является реальное и виртуальное общение как единая система. В интернете появился аналог межличностного общения в форме социальных сетей. Живое общение, межличностное взаимодействие с ровесниками и взрослыми, наряду с виртуальным, доминирует, когда подростку нужно что-то понять или принять важное для него решение.

Чтобы оценить новое поколенческое изменение и новые проблемы формирования медиакультуры, в том числе с помощью журналистики, нужно поменять точку отсчета, используя модель ноосферы (Вернадский), или коллективного разума (Турчин, Моисеев). Подрастающее поколение сделало решающий шаг к информационно-коммуникативной цивилизации, где основным фактором и формой прогресса становится межпоколенческое взаимодействие. Умение жить в диалоге — горизонтальном, актуальном, и вертикальном, историческом — с разными поколениями, культурами, цивилизациями. К этому выводу ученые приходят через анализ самых различных социальных явлений. Сергей Капица в последней работе «Парадоксы роста» обосновывает, что важнейший фактор, определяющий рост народонаселения, – не ресурсы, а коллективное информационное взаимодействие.

Подрастающее поколение с большим опережением стихийно уже живет по модели коллективного интеллекта, используя для принятия решений коммуникацию со сверстниками и взрослыми. Межличностное общение является своеобразным «котлом», где переваривается поступающая из разных источников информация: основным фильтром для отбора значимой информации, способом экспертных оценок, придания определенных смыслов информации, порождения новой информации на основе усвоенной индивидуально. Информирование существенно дополняется взаимоинформированием и взаимообогащением в результате коммуникации. Таким способом строятся личностные и групповые картины мира, корректируются ценностные и целевые установки, определяются жизненные смыслы. Это определяет приоритет для них интерактивных, диалоговых средств информации, где они могут быть партнерами, субъектами. Не упрошенная связь, различные «симулякры» (Жан Бодрияр) диалога, а совместный поиск истины. Сегодня ни у кого нет монополии на истину, даже представители точных наук прибегают к вариативным описаниям.

У цифрового поколения имеются неограниченные возможности получения и переработки информации, знаний. Происходит постоянное расширение информационного и жизненного пространства юных россиян. Кардинально новое явление – благодаря открытой и всеобъемлющей информации с помощью интернета, дети имеют возможность быть независимыми от взрослых в получении интересующих их сведений. Однако они испытывают потребность в диалоге с авторитетными взрослыми по важным для жизни сведениям и вопросам. Им необходимы качественные источники информации, насыщеные обучающим, культурообразующим компонентом. Достижения выдающихся людей, цивилизаций и человечества, благодаря качественным каналам коммуникации, становятся доступны конкретной личности как психологические орудия и механизмы. Тем самым открывается новый виток самосовершенствования человека как субъекта жизнедеятельности и жизнетворчества (Деркач). Это важно для СМИ, которые формируют площадки диалога с такими людьми.

Медиалидеры, носители новых и значимых идей, знаний, опыта становятся авторитетней политических лидеров и попсовых кумиров. Живое общение с лучшими представителями культуры прошлого и настоящего – наиболее эффективный канал социализации, передачи культурного опыта и культурных критериев восприятия информации. Это может коренным образом изменить систему формирования медиакультуры и социализации подрастающего поколения, особенно учитывая потребность в этом самих подростков, выявленную в ходе нашего исследования.

Новая миссия журналистики: формирование культуры общества и юного поколения как готовности и способности жить и действовать в межпоколенческом диалоге, коллективном дискурсе, принимать на себя ответственность за те или иные решения, быть субъектом информационного и социального творчества.

Образование, медиаграмотность, доверительный диалог детей с авторитетными взросылыми являются наиболее результативными способами обеспечения безопасности в интернете, формируют внутренние фильтры у человека в юном возрасте. Важным экспериментом, проведенным в ходе исследования, стало создание юными журналистами газеты «Орленок Дагестана» модели детской интернет-республики со своими этическими правилами, системой избираемых модераторов, самоуправлением. Она включает в себя все источники информации в адрес подрастающего поколения, в том числе информационную продукцию самих детей и детских объединений. Это модель решения проблемы позитивного контента и безопасности детьми в сотрудничестве со взрослыми.

Можно констатировать также повышение социальной активности подрастающего поколения в связи с новыми информационными возможностями.

Человек, уже в юном возрасте проявляющий активность в информационном пространстве, решает проблемы не только в личном психологическом поле, но и становится медиалидером в межличностной коммуникации со сверстниками и даже взрослыми, определяет групповое мнение. Старшие подростки обучают родителей, бабушек и дедушек работе в социальных сетях, помогают пользоваться скайпом для общения. Много примеров как старшие ребята обучают младших. Продвинутые старшеклассники привлекаются учителями и администрацией школ для решения проблем, связанных с информационной техникой и интернетом. Тем самым сглаживается цифровой разрыв между старшим и подрастающим поколениями.

Вызовы времени предполагают включение в медиаобразование не только знаний и навыков поиска и переработки информации, но и обучение медиатворчеству. Такой подход, прежде всего, требует изменения позиции общества к детским изданиям, видеопродукции, а теперь и интернет-ресурсам. Они являются посланиями не только сверстникам, но и взрослым, своего рода проектом, планом изменения жизни (Гоннэ), проектируемым идеалом (Л. Крапивина).

Когда подобные идеальные образы рождаются в информационном и других видах творчества юных авторов, возникает двойной психологический эффект. Их создатели проектируют не только свое будущее, но и своей группы, поколения. Подобные проекты в детских студиях анимации начинают создаваться в 3-4 года. Дети привыкают к тому, что действительность по их желанию может преображаться. К подростковому возрасту это уже серьезные работы. Причем авторами лучших игровых, документальных, телевизионных фильмов оказываются ребята из маленьких сел, детских домов в регионах России.

Самодеятельные информационные ресурсы по инициативе и с участием детей и подростков наиболее бурно развиваются с конца 1980-х годов, принимая форму активного создания своего сегмента в информационном пространстве России, который способствуют включению подростков во взрослую жизнь с сохранением своей автономной территории, помогают им найти свое место в ней, служат диалогу между поколениями. В этом диалоге дети становятся экспертами нового для взрослых. Это пока параллельный процесс, имеющий место наряду с медиаобразованием и функционированием профессиональных средств массовой информации, принимающий все большие масштабы в России, сравнимый с общественным движением.

Появление цифрового поколения ставит новые задачи перед российским обществом. В науке ведутся исследования влияния компьютеров и интернет на личность. Но сейчас необходимо иное измерение: изучение новой общности как коллективного интеллекта, моделей трансформаций общества в данном направлении. Классно-урочная система образования несовместима с коллективным постижением мира, учитель находится в неравной конкуренции с высокопрофессиональными ресурсами о мироздании, должно измениться его место в образовании, система подготовки. Детские и молодежные сообщества, семья испытывают все большее влияние виртуальных аналогов, где преобладают временные, текучие группы по интересам. Гражданское интернет-сообщество, не признающее пространственно-временных, возрастных, национальных, классовых, государственных границ, вступает в противоречие с отношениями, в которых вынуждено жить подрастающее поколение, эти противоречия будут нарастать как снежный ком. Страну фейсбук придумали студенты, ни на что не рассчитывая и не помышляя о переворотах. Но он свершился. Старшее поколение уютно устроилось в новой реальности. Может быть, так незаметно изменится мир?

Задача – не идти ЗА этими процессами, а использовать новые возможности для преобразований. Если не в масштабах страны, то в том социально-образовательном пространстве, в котором каждый из нас существует. Для более серьезных реформ нужны неформальные медиасодружества, которые способны предложить новые модели образования и жизни общества, востребованы сегодня и в ближайшем будущем.



Комментарии







 
   


© 2010-2017 РадугаМедиа.
Все права защищены.
О замеченных ошибках просьба сообщать
на radugamedia@mail.ru.
Дизайн RadugaLabs.
Разработка IT-Raduga.