Выводы
социолога
Выводы
социолога
Рекомендации
психолога
Рекомендации
психолога
Наблюдения
педагога
Наблюдения
педагога
Предложения
библиотекаря
Предложения
библиотекаря
Круглые столы
Круглые столы
Базы данных
Базы данных
Для сердца
и разума
Для сердца
и разума



























Главная >> Экспертиза >> Наблюдения педагога

 
 

М.И. АЛЕКСЕЕВА

К вопросу о социальной миссии СМИ для детей

Мы живем в сословном обществе, обществе разных возможностей. Отсюда столкновение разных ценностных миров и в масштабах всей страны, и в масштабах отдельных семей, отдельных личностей.

Наблюдается падение нравственности, разрушаются семейные ценности, отвергаются традиционные нормы поведения. Наблюдаются разрывы массового сознания. Мы создали потребительскую цивилизацию, в которой коммерческие интересы и деньги решают все. Духовные ценности явно уступают им. Превозносится культ силы.

Важную роль в ценностном ориентировании детей и подростков играет проблема целеполагания. Ее в свое время разрабатывал известный австрийский психоаналитик позапрошлого века Альфред Адлер, ученик Зигмунда Фрейда. Дети сызмальства должны научиться ставить перед собой цель (конечно, благую, исходя из системы ценностей) и добиваться ее достижения. Долг взрослых помочь им в этом. Как найти свое дело в жизни и дело жизни? Ребенок должен начинать задумываться об этом уже в раннем возрасте. Помогаем ли мы детям идентифицировать себя в этом мире?

Наш исторический опыт весьма многообразен. Жизнь в Советском Союзе не была улицей с односторонним движением, прямолинейной и однозначной. Это сложная система со множеством элементов. Нужно разумно вычленять эти элементы, чтобы иметь возможность извлекать пользу из наработанного десятилетиями опыта.

В 20-е годы прошлого века не только политики, не только партийные функционеры всех уровней, не только педагоги, но и представители творческой интеллигенции - писатели, журналисты - были весьма озабочены необходимостью воспитания «человека будущего». Тогда оно виделось коммунистическим.

Хорошим примером для наших СМИ может послужить великолепно организованная в свое время пропагандистская кампания.

В 1929 году государственное издательство выпустило в свет брошюру «Кем хотят быть наши дети» - сборник детских писем для отцов под редакцией и с предисловием А.М. Горького. Составил сборник ответственный редактор журнала «Пионер» И. Разин.

В одном из номеров журнала «Пионер» за 1929 год ребята могли прочитать следующее обращение редакции: «7 января мы получили письмо из Барнаула от нашей деткорки Шуры Климовой. Редакция хотела ответить Шуре подробно по почте, но потом решила срочно сдать это письмо в набор, чтобы оно поспело во второй номер журнала. Нам кажется, что гораздо лучше будет, если все читатели журнала посоветуют Шуре, как ей быть». Далее приводился полный текст письма Шуры Климовой. Девочка говорила о своем заветном желании стать киноактрисой.

«Киноактрисой я хочу быть, - писала Шура, - по двум причинам: мне это очень нравится, и я буду известной во всем мире и буду лучшей киноактрисой нашего Советского Союза, а потом киноартисты получают много жалования. Я читала, что Мэри Пикфорд получает около двух миллионов долларов в год. Если бы я получала столько, то половину или даже больше я бы отдала на дело индустриализации нашего СССР».

На остальные деньги Шура хотела бы купить дом своим родителям (семья ее нуждалась) и вести роскошный образ жизни.

Так писала барнаульская пионерка 3-го звена отряда имени Крупской в то время, когда большая часть общества была охвачена энтузиазмом социалистического строительства и многим виделись горизонты светлого коммунистического будущего.

«Пока я пионерка, - говорилось в письме Шуры, - то хоть в отряд ходить можно, но в будущем году из отряда придется уйти, так как мне уже больше 15 лет, тогда будет очень скучно».

«Мы знаем, - писала в заключение редакция, - что каждого школьника волнуют вопросы его будущей жизни. Так вот давайте все эти вопросы вынесем на страницы «Пионера», давайте совместно искать «выход в люди».

На страницах «Пионера» началась дискуссия на тему «Кем я хочу быть». Редакция «Пионера» обращалась к этой форме работы с читателем нередко. На страницах журнала шел разговор о том, «Почему я не пионер», «Можно ли мыть золото алданским пионерам», о танцах и т. д. В ходе дискуссии проявлялись интересы и настроения массы читателей. Росла активность ребят, ширились связи между деткорами страны. Редакция направляла дискуссию, она руководила мнением ребят, помогала им советами.

Сотни детей отвечали на письмо Шуры Климовой. Дискуссия началась в газете читателей «Пионера» - «Бумеранг», но писем деткоров оказалось так много, что их пришлось помещать под самостоятельной рубрикой «Кем я хочу быть». Ребята дали дружный отпор Шуре Климовой.

«Ты мечтаешь чересчур о большом, - писала деткорка Настя, - о богатстве и чтобы ты была «звездой экрана», но, по-моему, это не пролетарские мысли, а вполне буржуазные».

«Твои отчисления половины и даже больше жалования на индустриализацию СССР будут оплатой за обучение тебя киноартисткой, а не «подаянием» государству. Так мечтают только дети буржуазии, а не пионеры, воспитывающиеся в коммунистическом духе», - писали комсомольцы Гаврюша и Толя.

«Прочитав письмо Шуры Климовой, мне захотелось назвать ее институткой, отгороженной от живой жизни. Этим именем называла таких, как Шура, Надежда Константиновна Крупская. Шура ходит в отряд, чтобы разогнать свою мещанскую скуку. Собираясь уходить из отряда, она ни слова не говорит об общественной работе и переходе в комсомол. Она не хочет обыкновенной работы, потому что мала плата для ее буржуазных требований. А может быть, здесь вина не Климовой? Вероятно, и сам вожатый барнаульского пионеротряда имени Крупской не занимался общественно-политическим воспитанием своих пионеров...», - читаем мы еще в одном письме.

Писали ребята и о том, кем они хотят быть - рабочими, инженерами, учеными, поэтами... «Буду строить мосты», «Хочу защищать Советский Союз», «Буду поражать врага с высоты», «Хочу наблюдать движение звезд» - таковы были сокровенные ребячьи мечты.

«Мало наметить себе цель жизни, мало выбрать профессию. Надо всеми силами добиваться достижения этой цели, профессии, - говорилось в обращении к читателям «Пионера», - И в этом трудном пути редакция «Пионера» протягивает каждому из вас свою руку помощи».

«Кем будет Шура Климова?» - спрашивает редакция, публикуя второе письмо Шуры Климовой. Пытаясь оправдаться перед ребятами, Шура пишет: «...для того чтобы быть хорошей артисткой, нужно иметь очень много денег. Ведь не смогу же я всей душой отдаться исполнению роли, если буду знать, что мои родители живут плохо, необеспеченно, если мне самой то того, то другого не будет хватать... Изучаю исторический материализм, потому что он нужен для поступления в кинотехникум. Ведь и беспартийные могут строить социализм...»

Редакция отвечала Шуре Климовой в духе времени. Говорилось, что такие беспартийные, как Шура, строить социализм не смогут, что «надо работать с рабочими, надо учиться, надо работать не за миллионы рублей, как капиталисты, а за дело, за социалистическое общество, за лучшее будущее не только для себя, но и для всех трудящихся».

Редакция ставила перед собой задачу - «всеми силами и средствами добиваться воспитания в читателях «Пионера» качеств нового человека». Этой цели была подчинена поднятая дискуссия. Ребятам отвечали на каждое письмо. В журнале печатались статьи и очерки, которые могли помочь детям выбрать профессию. Редакция обратилась к ряду общественных деятелей с просьбой высказаться по волнующему читателей вопросу. Первым откликнулся А.М. Горький, который всегда интересовался жизнью нашей детворы и сыграл выдающуюся роль в организации советской детской литературы. Он изучил материалы дискуссии. В письмах Шуры Климовой и тех ребят, которые поддержали ее, он увидел тревожный симптом. По мнению Горького, дискуссия имела большое значение не только для ребят, но и для взрослых. И он предложил издать письма, присланные детьми в журнал «Пионер», брошюрой, адресовав ее «отцам» и придав этому «значение вопроса социальной важности».

О неудовлетворительной постановке социально-политического воспитания пионеров, по мнению Горького, следовало говорить во весь голос. Писатель думает организовать журнал для отцов о работе детей Союза. В письме в редакцию журнала «Пионер» он излагает примерный план брошюры и рекомендует выпустить ее к 18-20 числу (18 августа 1929 года открывался Всесоюзный слет пионеров). Брошюра была подготовлена и выпущена в свет в спешном порядке. «Очень хочется, - говорилось в обращении к читателям редакции «Пионера», - чтобы выход этой брошюры, наполненной глубоко волнующими детскими письмами, заставил лишний раз отцов задуматься над вопросом воспитания детей». Брошюре предпослано большое предисловие А.М. Горького «О пионерах». Писатель говорит о глубочайшем социально-политическом значении «пионерства». «Будущее принадлежит детям, - пишет он, - таков «закон природы». Пионеры - это смена, это резерв, это законнейшие наследники всего, что сделано и делается. Социалистическое государство не может быть осуществлено, если дети не будут социалистами».

Горький вскрывал причины возникновения настроений, о которых говорило письмо Шуры Климовой: «Дети живут при наличии нэпа. Они видят, что существует госторговля, кооператив и частник. Видят, что детям частника как будто легче живется. Это действует на психику нехорошо».

Самые ответственные задачи стояли перед людьми, занимающимися воспитанием детей. Горький твердо верит в то, что с недостаточно внимательным отношением к юным гражданам будет покончено.

Письма читателей «Пионера» систематизированы. В брошюре два больших раздела: «За и против Шуры» и «Кем хотят быть дети».

Итоги дискуссии подведены в заключительной статье И. Разина «О Шуре Климовой и о других детях».

И. Разин делает положительные и отрицательные выводы из дискуссии. Положительное он видит прежде всего в том, что ребята дали Шуре Климовой решительный отпор, следовательно, подобные настроения не являлись типичными для советской детворы. Кроме того, судя по письмам читателей, на первом месте у них стоял интерес, связанный с производством, техникой, индустриализацией. А это еще раз убеждало в том, что дети не могут не участвовать в общественной жизни страны. Но взрослые должны были вынести из этой дискуссии суровый урок.

«Шура Климова не одна! - писал И. Разин.- Таких, как Шура ... есть тысячи в школах, в отрядах, по всем уголкам Советского Союза. Из них вырастают новые мещане, растут салтыковские помпадуры, грибоедовские молчалины, чеховские чиновники и гоголевские Хлестаковы. Жажда славы, личной выгоды, тихого уюта манит не одну сотню и тысячу детей».

Как самая большая опасность отмечается опасность воспитания «лакированных» коммунистов. Подобно Шуре Климовой, прикрываясь пожертвованиями на индустриализацию, они мечтают о своем благополучии.

По мнению Горького, дискуссия свидетельствовала «о недостатке серьезного внимания к людям, которые через десяток лет вступят на место отцов».

Социальная миссия СМИ для детей важна и ответственна. Роль журналистики в социализации их неоспорима. Выбор жизненного пути - важнейшая составляющая социализации. В концепции любого издания должна быть заложена эта проблема. Исторический опыт СМИ может оказать неоценимую помощь журналистам в ее решении.

Кем хотят стать наши дети?

Результаты небольшого социологического опроса

На вопрос «Кем ты хочешь стать?» отвечают


Воспитанники детского дома

Настя, 5 лет
«Я хочу стать врачом. Буду лечить тех, кто заболел, а витаминки давать всем»

Алина, 6 лет
«Я буду воспитателем детского сада, потому что очень люблю детей. Они веселые и с ними не скучно играть»

Миша, 16 лет
«Я последний год в детском доме. В следующем году буду поступать в техникум на машиниста тепловоза. На железной дороге интересно. Я бы хотел возить пассажирские поезда, особенно ночью»

Алена, 6 лет
«Мечтаю стать балериной, потому что у них очень красивые платья и туфли. Мне бы хотелось танцевать в большом зале, и чтобы потом мне дарили цветы»

Наташа, 14 лет
«Я решила, что буду футболистом. Меня уже взяли в женскую сборную. Недавно получила кубок «Лучший вратарь Калужской области». На самом деле мне не очень нравится стоять на воротах, я больше люблю нападение»

Аля, 5 лет
«Когда вырасту, стану поваром. Я уже умею варить гречку, делать омлет и салат!»

Саша, 8 лет
«Я буду акробатом или каскадером. Сейчас я умею делать разные сальто, высоко прыгать и переворачиваться в воздухе. Тренируюсь в спортзале: разбегаюсь, кручусь и приземляюсь на маты»

Леша, 17 лет
«Я стану водителем автобуса. После выпуска из детского дома я пошел на курсы водителей. Сейчас сдаю на права. Моя мечта - купить мотоцикл и научиться на нем ездить»

Даша, 6 лет
«Когда я вырасту, я стану воспитателем в детском доме. Я буду такой же доброй, как наша воспитательница сейчас. А еще я буду разрешать детям купаться, сколько они захотят»


Учащиеся одной из московских школ

Настя, 11 лет - цирковой артисткой, работающей с лошадьми

Алена, 12 лет - художником по ткани (батик)

Виктория, 11 лет - шеф-поваром во французском ресторане

Наталья, 14 лет - защитником редких видов животных

Костя, 12 лет - танцором хип-хопа

Екатерина, 8 лет - инструктором по конному спорту

Мария, 16 лет - архитектором

Алексей, 13 лет - кондитером

Виктор, 14 лет - автогонщиком

Полина, 12 лет - учителем английского языка в школе

Ирина, 12 лет - заводчиком йоркширских терьеров

Леонид, 12 лет - клоуном

Давид, 11 лет - клоуном

Мария, 14 лет - экономистом

Мария, 10 лет - археологом

Даша, 9 лет - зоологом

Арина, 11 лет - дизайнером интерьера

Нина, 7 лет - архитектором

Руслан, 12 лет - шеф-поваром

Алина, 11 лет - адвокатом


Дети из элитного поселка на Рублевке

Катя, 7 лет - балериной, они так красиво танцуют

Саша, 10 лет - не знаю, надо спросить у мамы

Соня, 12 лет - врачом

Никита, 9 лет – не знаю, надо спросить у бабушки

Оля, 13 лет - моделью

Аркадий, 16 лет - программистом

Кирилл, 13 лет - дипломатом

Марина, 13 лет - телеведущей



Комментарии







 
   


© 2010-2017 РадугаМедиа.
Все права защищены.
О замеченных ошибках просьба сообщать
на radugamedia@mail.ru.
Дизайн RadugaLabs.
Разработка IT-Raduga.