Выводы
социолога
Выводы
социолога
Рекомендации
психолога
Рекомендации
психолога
Наблюдения
педагога
Наблюдения
педагога
Предложения
библиотекаря
Предложения
библиотекаря
Круглые столы
Круглые столы
Базы данных
Базы данных
Для сердца
и разума
Для сердца
и разума



























Главная >> Экспертиза >> Рекомендации психолога

 
 

Н.Н. СМЕТАННИКОВА,
кандидат психологических наук, профессор, президент Русской ассоциации чтения

Педагогические задачи Национальной программы поддержки и развития чтения в контексте Десятилетия чтения и грамотности

Создание Национальной программы поддержки и развития чтения было инициировано Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Российским книжным союзом, активная работа по ее созданию велась профессиональным сообществом в течение 2005-2006 годов. Многие члены Русской ассоциации чтения принимали участие в этой работе в качестве экспертов. В ноябре 2006 года Национальная программа была подписана на Санкт-Петербургском книжном салоне руководителями двух ведущих организаций-заказчиков – М. В. Сеславинским (Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям) и СВ. Степашиным (Российский книжный союз). Необходимость создания Программы была обусловлена несоответствием качества жизни россиян общепризнанным мировым стандартам и необходимостью конструктивного взаимодействия с другими странами. Реализации этих целей препятствовал недостаток конструктивных идей, знаний и информации, циркулирующих во всех слоях общества. Дефицит знаний и идей во многом был обусловлен, по мнению экспертного сообщества, снижением интереса населения к чтению. Современная ситуация характеризовалась в программе как системный кризис читательской культуры, когда страна подошла к критическому пределу пренебрежения чтением. В Программе раскрывались предпосылки ее реализации, которыми являлись институциональные структуры (библиотеки, система образования, книгоиздание и книгораспространение, система популяризации чтения и др.), наличие профессиональных литераторов, общественных объединений, значительных объемов социально значимой информации, богатых литературных традиций и желания их передать подрастающему поколению.

В Национальной программе впервые был представлен системный анализ положения чтения в России, и ставилась задача объединения в рамках единой государственной политики имеющихся ресурсов. В ней указывались ориентиры для решения этой важной национальной задачи. С тех пор реализация Национальной программы велась в рамках заинтересованных учреждений культуры, книгоиздания, книгораспространения, выставок, ярмарок, в меньшей степени образования, поскольку программа не была подписана министром образования и науки. Лишь в 2010 году были созданы Совет по чтению РАО и Методологический совет по чтению ПИ РАО, которые немедленно включили проблему чтения в список актуальных научных проблем. По итогам пяти лет работы по Программе можно констатировать, что проблема чтения была поднята с пола и стала предметом внимания не только специалистов, но и общества в целом.

В качестве педагогической цели в Национальной программе поддержки и развития чтения было поставлено воспитание читателя. Позиция воспитания впереди обучения свидетельствует о том, что стратегия усилий направлена на становление составляющей «хочу» читать, в отличие от традиционной «могу» читать. Принуждение к чтению или наказание чтением уступают место «приобщению к клубу читателей», к миру, где не читать стыдно, где чтение есть норма жизни. Компетентный читатель читает всю жизнь. Он не только умеет поставить цель чтения, то есть владеет целеполаганием, но и способен составить программу ее достижения. Он проявляет целеустремленность и настойчивость в ее достижении. Он может планировать свою читательскую деятельность, корректировать и корригировать ее этапы и способы, комбинировать подходы, находить альтернативные решения. Он умеет выполнить намеченный план исходя из своих индивидуальных особенностей и имеющихся условий, осознать и сравнить свой результат со своими предшествующими результатами и результатами других обучающихся. Он владеет методами рефлексивного мышления, может определить пути решения поставленной задачи, владея многими стратегиями, приемами, умениями и навыками, отрефлексировать качество своего чтения и понимания относительно характеристик читаемого текста. Он способен взаимодействовать с другими обучающимися и окружающим миром, отстаивать свою позицию, обладает независимостью суждений. Компетентностный читатель является зрелым читателем. Он обладает набором познавательных (когнитивных), коммуникативных, творческих (креативных), метакогнитивных (оргдеятельностных), позиционных, критических, рефлексивных и других качеств. Такой читатель способен самостоятельно выбирать и отбирать литературу для чтения и способы работы с ней (методику чтения). Он терпим и толерантен к другим точкам зрения и позиции автора, умеет вести с ним внутренний диалог.

В Программе констатируется, что каждый этап процесса обучения не обеспечивает уровень развития умений и навыков чтения, необходимых для успешного чтения на более высокой ступени. Информация об утрате развития общеучебных умений и навыков теряется при переходе со ступени на ступень. К сожалению, сегодня это утверждение справедливо.

Однако серьезным прорывом в замкнутом круге проблем, связанных с чтением, является принятие Стандартов второго поколения для начальной школы в области чтения. Там впервые чтение рассматривается в своих трех миссиях-задачах:

  • чтение для воспитания и образования ребенка,
  • чтение как работа с информацией,
  • чтение как общеучебное умение.

Если это направление будет продолжено в Стандартах для средней, старшей и высшей школы и будут найдены пути их реализации, то удастся преодолеть отсутствие интеграции между этапами процесса обучения, препятствующее достижению целей воспитания компетентного читателя.

Вместе с тем, если принятие новых Стандартов для средней школы в области чтения является положительным фактором, то возможности их реализации представляются проблематичными.

Во-первых, все еще не созданы общие требования к уровню подготовки детей в области чтения к моменту прихода их в школу. Это приводит к различным стартовым возможностям первоклассников. Во-вторых, к сожалению, количество часов чтения в начальной школе остается недостаточным (3 урока в неделю) при отсутствии урока внеклассного чтения, который традиционно был посвящен чтению и обсуждению детских книг современных авторов. Именно эти уроки составляют основу мотивации детей к чтению, создают фундамент развития будущего досугового чтения.

Педагогическая система давно провозгласила учет индивидуально-возрастных особенностей учащихся, что в случае обучения чтению и письму означает предоставление возможности ребенку обучаться более удобным для него способом. Применение разнообразных методик обучения чтению и письму требует непрерывного повышения квалификации учителя и наличия условий для его самосовершенствования.

Большее внимание стало уделяться детям с особыми образовательными потребностями. Появляются инклюзивные школы. Однако вопрос совместного обучения детей с разными образовательными возможностями, при всей его социальной привлекательности, все еще является недостаточно разработанным с точки зрения практики его реализации.

Особую озабоченность вызывают дети мигрантов, приходящие в начальную школу не только не умеющими читать на русском языке, но и без знания разговорного русского языка. Пока этот вопрос решается каждой школой самостоятельно, в зависимости от количества таких детей в классе. За последние годы накоплен некоторый опыт работы с детьми, почти не знающими разговорного русского языка. Этот опыт необходимо собрать, обобщить и предложить методические рекомендации для систем образования и культуры.

Успехи учащихся начальной школы зафиксированы в высоких международных показателях. Так, российские школьники заняли первое место в 2008 году по результатам исследования чтения (Р1ЯЬ8), правда, сами руководители проекта считают эту победу неожиданной. К числу факторов, внесших преимущественный вклад в достижения четвероклассников, был отнесен фактор семьи, ее образовательные ресурсы, активность родителей в отношении детского чтения. Вторым фактором были названы эффективные школы. Они отличались интенсивностью образовательного процесса, высокими ожиданиями и удовлетворенностью всех ее учеников и насыщенностью образовательной среды. Для таких школ характерен спокойный психологический климат, стремление к успеху, взаимопонимание, согласованность действий учителей, родителей, учеников, помощь администрации. Учителя в таких школах имеют высокую квалификацию, используют широкий спектр методик и стратегий чтения, создают условия самостоятельной работы школьников, обеспечивают регулярное, продолжительное и насыщенное обсуждение прочитанного.

Развитие читательской грамотности является задачей не только на уроке чтения, но и на других предметах. Работа с информационными текстами является одной из болевых точек начальной школы. Другой болевой точкой является умение находить, интерпретировать и обобщать информацию. Целенаправленная работа с информацией пока отсутствует на уроках не только в начальной, но и в средней, старшей и высшей школе. Свободный ответ, формулирование собственной мысли в письменном виде уходят из практики обучения вместе со снижением требований и сокращением количества часов на написание изложений, сочинений и других творческих заданий. Однако такое задание никто не отменял, оно входит в набор ключевых компетентностей, как сегодняшнего учащегося, так и будущего специалиста.

Сравнение результатов исследования качества чтения 10-летних PIRLS и 15-летних PISA показывает, что проблемы чтения появляются и копятся в средней школе. Так, 15-летние российские школьники заняли в 2000 году 28 место из 32 стран, принимавших участие в исследовании, а в 2009 году – 43 из 65 стран. Это свидетельствует о том, что за 9 лет не было предпринято системных мер для исправления ситуации в средней школе.

При общем международном среднем балле, равном 494, российские школьники набрали 459 баллов. При этом по параметру поиска и извлечения информации из текста результат составлял 469 баллов, по параметру интеграции и интерпретации – 467 баллов и по параметру рефлексии и оценки – 441. Полученные результаты свидетельствуют о том, что, чем сложнее демонстрируемое умение, тем хуже оценки наших школьников. Они справляются с поиском информации, напрямую представленной в тексте, но имеют трудности в интеграции информации текста, ее интерпретации. У российских школьников явный дефицит умений обработки информации, поступающей во время чтения текста для создания его смысла. Им трудно устанавливать связи между фрагментами текста и делать обоснованные выводы. Они лишь обладают умениями делать самые простые выводы. Школьники не различают фактов и мнений, не вычитывают намерение автора, скрытое между строк. Им трудно устанавливать связи между содержанием текста и собственным опытом, убеждениями и ценностями, принимать во внимание мнения, убеждения и ценности других людей. Они обладают ограниченными знаниями о структуре текста и не умеют ее использовать для решения задач его анализа.

При обсуждении проблем чтения в педагогической среде возникает несколько вопросов, которые вызывают удивление и недоверие участников дискуссий.

Вопрос первый: настолько ли плохо читают российские школьники? Недоверие вызывает опора на международное исследование PISA, результаты которого, мягко говоря, неудовлетворительны для страны, еще недавно считавшей себя страной читающей. Многие папы и мамы, дедушки и бабушки не верят в то, что их дети и внуки являются недостойными читателями. Для подтверждения тезиса о критически низких показателях качества чтения подростков сошлемся на данные отечественных исследований. В частности, в исследовании B. C. Собкина и О. М. Катиной показано, что уровень освоения школьниками программы по литературе крайне низок. По параметру «осведомленность» он составляет одну треть в 7 классе и половину в 11 классе. Это означает, что школьники могут назвать только треть или половину авторов и произведений из тех, что изучались в прошлом учебном году. По параметру же читательской компетентности зафиксировано катастрофическое(!) снижение уровня литературного развития в современной подростковой субкультуре. Задание, требующее сравнения и классификации отрывков из прозаических произведений, оказалось не по силам сегодняшним школьникам. Успешность его выполнения не превышала процента случайного выбора правильных ответов. Современный школьник оказался не способен осваивать пласты текста, которые требуют глубокого психологического и культурологического анализа. Это исследование повторяло аналогичное, проведенное авторами в 1976 году, где результаты были значительно выше. В 1976 году литература была привлекательным предметом для 30% школьников, а в 2005-м – только для 7%. Однако школа, по мнению самих учащихся, должна в первую очередь готовить культурных и образованных людей, а уже затем добросовестных и дисциплинированных работников, добивающихся в жизни своих целей, надежных защитников своей страны. Формирование критически мыслящего, ответственного человека, способного обеспечить свое благосостояние, по мнению тех же учащихся, также является целью воспитания в школе. Среди своих идеалов школьники называют политических лидеров (В. В. Путин, Д. А. Медведев, В. В. Жириновский) и литературных героев. Сегодняшняя ситуация обучения в средней школе такова, что объективно воспитание через чтение утрачивает свои позиции в российском образовании. Сокращение уроков русского языка и литературы в средней и старшей школе и отсутствие полноценной творческой работы на материалах прочитанных литературных произведений в качестве финальной работы делает чтение необязательным и для учащихся, и для учителей. Сегодня побеждает точка зрения тех, кто не считает воспитательную функцию чтения значимой.

Анализ данных, полученных в 2009 году, позволяет сделать некоторые выводы, касающиеся чтения литературных произведений. 37% подростков вообще не читают художественную литературу в свободное время для удовольствия, что свидетельствует о крайне малой вероятности того, что они станут читателями. Другими словами, досуговое чтение художественной литературы напрямую связано с взращиванием читателя.

Ребенок не станет читать в свободное время, если он не обучен читать в школе, если он не читает постоянно в учебных целях и не обсуждает прочитанное. Чтение останется для ребенка трудным занятием, и он его будет избегать, если не выработает привычку читать регулярно, если чтение не станет приятным и легким занятием. Большое влияние на качество чтения оказывает не только опыт чтения художественного текста, но и жанровое разнообразие текстов. Для становления компетентного читателя решающее значение имеет среда, в которой люди, окружающие читающего подростка, относятся к чтению как к ценности.

Обучение грамотности чтения должно рассматриваться как ключевой вопрос образования, который решается не только в стенах школы, но и за ее пределами. Общедоступная библиотека является социальным институтом, отвечающим за продвижение чтения в обществе. Придет ли малочитающий школьник в библиотеку? Маловероятно. Не случайно процент посетителей библиотек колеблется в нашей стране от 11 до 30% населения. Библиотеки остаются во всем мире социальным институтом, отвечающим за приобщение и распространение чтения. Не случайно среди лучших международных проектов в 2010 году был назван проект Эстонии «Читательское гнездо», авторы которого создали библиотеку в детском саду, описали принципы ее организации и работу по привлечению маленьких детей и их родителей к чтению.

Вопрос второй: настолько ли значимы гендерные различия в качестве чтения школьников? Гендерные различия зафиксированы в Р18А-2009. Общеизвестно, что девочки во всем мире читают лучше мальчиков. Среди подростков, читающих для удовольствия: 75% девочек и 52% мальчиков. Девочки по-прежнему читают больше, вырастая в наиболее читающий слой населения. Так, например, разница между качеством чтения девочек и мальчиков в Финляндии составляет 55 баллов, в Корее – 33, в Шанхае, принимавшем участие от Китая, – 40. Также подсчитано, что качество чтения улучшается за один учебный год на 39 баллов, что означает, что в Финляндии разница составляет больше одного учебного года, а в Корее – меньше. В России эта разница составляет более 45 баллов, то есть более одного учебного года. Если девочки читают на уровне 8 класса, то мальчики, обучаясь в том же 8 классе, читают всего лишь как слабые семиклассники. Этот параметр крайне важен для страны, вступающей на путь создания инновационной экономики, где мужское население должно составлять основу современного производства.

Вопрос третий: зачем читать книжки и тексты, ведь есть компьютер?!! Подростки, которые читали в свободное время для удовольствия, значительно лучше справились с заданиями по чтению в исследовании 2009 года, как при работе с текстом на бумажном носителе, так и в электронной среде.

Все эксперты в области чтения отмечают сегодня смену модели чтения, которая в первую очередь связана с чтением с экрана. Экран представляет собой новый (третий) способ представления текста. Смена способа подобна революции в сфере чтения, так как способ чтения всегда связан с формой предъявления текста. Экранное чтение сегодня особенно актуально в связи с внедрением практики обучения чтению с экрана в начальной школе. При появлении экранного чтения, по мнению Умберто Эко, велась борьба «визуальной и буквенной коммуникаций», но сегодня многие средства массовой коммуникации участвуют в образовательной, просветительной и культурной работе, так как они предоставляют более живые пути познания, общения и обучения. Так, для изучения языков аудиозапись и ее методическое сопровождение лучше, чем молчаливый учебник. Изучая музыкальную культуру, лучше слушать музыкальные произведения, а не только читать о них в энциклопедиях. Продуманный образовательный подход, правильно поставленные цели и задачи помогут использовать разнообразие носителей и текстов, не исключая печатные тексты, а дополняя их. Не надо сегодня противопоставлять визуальную и вербальную коммуникации, их необходимо совершенствовать и активно использовать. По прогнозам ученых (Умберто Эко) гипертекст вытеснит книгу-справочник. Однако существуют различные мнения относительно будущего книги для чтения. Одно из них состоит в том, что «пролетарское большинство» в сегодняшнем веке будет пользоваться только зрительной коммуникацией, а планироваться эта коммуникация будет «компьютерной литературной элитой». Исследователи чтения все же склонны предполагать, что в случаях, когда необходимо неторопливое, вдумчивое чтение-размышление, необходимой останется и книга. Сегодня мы сталкиваемся с ситуацией, когда собственно способ чтения диктует выбор материального носителя текста.

Некоторая растерянность перед натиском электронного текста связана с тем, что современный читатель является наследником трех исторических процессов: 1) эволюции книги как материального объекта: от свитка, кодекса, «унитарной книги» до печатной книги; 2) восприятия книги как интеллектуального и эстетического авторского произведения; 3) способом чтения текстов книг различных жанров. В случае электронного текста различные типы текстов предстают перед читателем на одном носителе, они производятся и воспринимаются в сходных формах, которые, как правило, выбирает сам читатель.

Чтение с экрана – чтение прерывистое, фрагментарное. Его целью является поиск по ключевым словам или тематическим рубрикам искомого фрагмента. Причем этим фрагментом является как отрывок из книги, так и статья в электронной периодике. Все тексты уподоблены базам данных, состоящим из элементов и не отвечающим требованиям целостности, когерентности текста. Революционное значение электронных текстов заключается в том, что они задали изменения во всех трех составляющих: а) технике записи и распространения письменности; б) организации текстов в новой форме; в) прочтении текстов.

Чтение с экрана – чтение критическое, использующее новые возможности доказательной базы автора. К ней относятся цитаты, примечания, библиографические ссылки на мнения экспертов, а также факты, статистика. Читая текст в электронном виде, читатель сам имеет возможность получить доступ к указанным материалам и заново пройти путь исследования и создания текста. Созданный читателем текст может существенно отличаться от текста автора. Очевидно, что такое чтение – создание собственного текста – выходит за рамки восприятия-понимания-интерпретации и включает другие когнитивные операции.

Электронный текст сегодня – это текст мобильный, открытый, изменяющийся, допускающий вмешательство читателя. Читатель уже не просто оставляет пометы на полях, как в случае с печатным текстом, а врывается в его содержание. Читатель может сократить текст автора, расширить, переставить его части, практически написать текст заново. Здесь проявляется грамотность читателя. Но в случае вмешательства читателя в содержание текста, аутентичность и идентичность авторского текста нарушается. Подвижный, открытый электронный текст нарушает юридическое понятие авторской собственности, подрывает основы авторского права и издательского дела. Электронное издание текстов, предполагающее бесплатный обмен мыслями, восходящий к просвещенческому идеалу общедоступных знаний и свободного распространения информации, входит в противоречие с логикой книгоиздания, имеющей в своей основе понятие авторского права и коммерческой выгоды.

Сегодня в некоторых странах (США, Исландия, Финляндия, Корея, Россия) началось параллельное обучение чтению с листа и чтению с экрана. Исследуя качество чтения этого нового поколения, можно будет принять решение о том, следует ли начинать учить экранному чтению с младшего школьного возраста. Сохранится ли интерес к нему как к новому инструменту предъявления текстов или будет постепенно угасать? Нужен ли нам будет учебник на бумажном носителе или его, как справочное издание, эффективнее заменить электронным? Будем ли мы обучать предметным знаниям по методике научного поиска в режиме чтения гипертекстов? Сегодня мы ставим вопросы, на которые будут отвечать следующие поколения. Пока же, под влиянием научных исследований физиологов и психологов, мы призываем педагогическое сообщество не торопиться переходить на обучение чтению с экрана в ущерб чтению с листа.

Сегодняшняя конференция посвящена завершению Десятилетия чтения и грамотности (2003-2012 гг.), объявленного ООН. Что послужило причиной столь пристального внимания к чтению во всем мире в начале века, принятого считать электронным, компьютерным, космическим? Неужели вопросы чтения и грамотности касаются нас с вами, людей, живущих в стране, граждане которой многие годы считали себя самой читающей нацией? ООН считает грамотность, понимаемую как единство чтения и письма, показателем, равным по значению продолжительности жизни и характеризующим ее качество. Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) включает грамотность в 12 показателей, определяющих здоровье нации. Международный валютный фонд (МВФ) подсчитал, что развитие экономики страны начинается тогда, когда отметка грамотности его населения вырастает выше 40%. Однако по данным ЮНЕСКО за 2002 год, 130 миллионов детей в мире были все еще неграмотны, причем две трети из них – девочки. При этом социологи не раз обращали внимание общественности на факт определяющего влияния уровня грамотности матери и сформированности ее читательских предпочтений на последующее читательское развитие детей. Обследование качества образования, проведенное с помощью чтения (PISA) в 2000 году, выявило дефициты в умениях чтения и письма. Декада чтения и грамотности была объявлена как составляющая часть международной программы «Образование для всех», целью которой было добиться общей грамотности для детей во всем мире к 2015 году.

Что такое быть грамотным сегодня? Ответ на этот вопрос неоднозначен.

В середине 50-х годов XX века, когда к этому феномену было привлечено внимание, быть грамотным – означало уметь читать и писать. Позднее стали разделять академическую и функциональную грамотность. Первая нужна для того, чтобы учиться, вторая - для того, чтобы пользоваться чтением и письмом в реальной жизни, а именно: прочитать расписание поездов, объявление, инструкцию, заполнить бланки, написать записку или распоряжение.

Определений грамотности сегодня множество, но ведущие специалисты подчеркивают неразрывность процессов чтения и письма. По их мнению, грамотность – это умение читать и писать с целью общения с предполагаемым читателем (Венецки, 1990); это набор умений чтения и письма, обслуживающий жизнедеятельность человека во времени и пространстве (Граф, 1987); набор знаний и умений, позволяющий функционировать в обществе (ЮНЕСКО, 1962); компетентность в определенной сфере, например, компьютерная грамотность (Грей, 1956; Холм, 2004; Венецки, 1990). Грамотность рассматривается как идеологическая категория, дающая возможность читать не только слова, но и мир вокруг себя (Фреир, 1972).

В широком смысле в понятие грамотности включают сегодня не только чтение и письмо, но и устную речь. Все чаще говорят о речевой грамотности учащихся, о чтении «на слух».

Термин «грамотность» уже устойчиво употребляется во множественном числе. В него включают разные виды грамотности: компьютерную, информационную, лингвистическую, юридическую, грамотность взрослых, функциональную, академическую и другие. При этом в каждом обществе значимость того или иного вида грамотности различна, то есть термин носит выраженный социологический характер.

Сегодня быть грамотным в экономически развитых странах - это иметь образование не ниже общей средней школы, уметь пользоваться компьютером и телефоном (компьютерная грамотность), уметь общаться устно и письменно на родном и иностранном языке (лингвистическая грамотность). Требуется информационная грамотность, под которой имеется в виду умение найти, сохранить и передать информацию для целей жизнедеятельности в течение всей жизни. Появление информационной грамотности связано с различными видами медиа, открывающими новые возможности доступа к информации, общения и образования. Информационная грамотность в современном мире – это соединение умений, знаний и отношений. В информационном обществе и в последующий период построения общества знаний ее роль, по мнению экспертов, будет только расти.

Однако начинается грамотность с обучения умениям чтения и письма.

Сегодня в большинстве стран мира определены цели и задачи чтения на всех ступенях образования. Эти стандарты регулярно пересматриваются, с тем чтобы они соответствовали запросам общества. Сделано это и в нашей стране.

Изменение подхода к обучению и, в частности, к обучению чтению, находит воплощение в подходах и методиках. Так, учителя ищут и находят такие приемы, которые реализуют мысль Франка Смита о том, что чтению человек учится сам, если он живет в грамотном обществе, а вот оказание помощи в процессе научения человека чтению и письму является функцией учителя.

Прошедшее десятилетие дало нам и количественные характеристики чтения. Так, мы знаем, что для поддержания навыков техники чтения и умений понимания текста на имеющемся уровне надо читать 11 страниц в день, сочетая чтение про себя с чтением вслух. Продвижение как количественное, так и качественное требует увеличения объемов чтения и стратегий осмысления текста. Сомневаюсь, что сегодня учащийся читает такое количество страниц ежедневно. Чтение вслух детям дома прекращается родителями, едва дети научились читать самостоятельно. Чтение вслух учителями осталось в очень ограниченном количестве даже в начальной школе, что, по мнению специалистов в области обучения чтению, неверно.

Говоря о чтении и нечтении детей и подростков, следует отметить, что они традиционно делятся на три группы: активные читатели, читатели по необходимости и нечитатели. Изменяется их процентное соотношение. Также изменяется отношение детей к факту чтения и нечтения. Если раньше количество нечитающих детей было незначительным и они скрывали этот факт, поскольку отношение к чтению было благоговейным, а не читать было стыдно, то теперь их процент велик и они не скрывают факта своего нечтения. Вторая группа детей и подростков – читатели по необходимости. Это те учащиеся, которые читают то, что задают. Поскольку объемы обязательного чтения художественных текстов сокращаются, а количество текстов-заменителей возрастает, то эти читатели читают меньше и литературу более низких жанров. Они все меньше обращаются в библиотеки, да и количество книг дома не увеличивается. Группа активных читателей сохраняется.

Активным читателем называют того, кто проводит свободное время за чтением. Эту группу, как правило, составляют те, с кем целенаправленно работают дома и в школе, развивая умения, вкус, культуру чтения. Учащиеся всех учебных заведений, где ведутся программы чтения (учебные, поддерживающие и другие), где создается атмосфера «читать – это модно, престижно, интересно, нормально», где дети растут с пониманием того, что успешный человек является человеком читающим (пока часто вопреки социальному опыту), рано или поздно становятся читателями. Поэтому отношение к чтению в обществе и в первую очередь пример чтения мамы и других членов семьи, чтение учителей и библиотекарей, целенаправленные программы продвижения чтения в обществе реально могут улучшить положение с чтением в двух из трех групп детей. Для работы с третьей группой нужны дополнительные усилия. Эти усилия необходимо предпринимать постоянно и системно, так как, в соответствии с исследованиями Р18А-2009, высоких результатов достигают только те дети, которые читают в свободное время для удовольствия.

Новый век с его проблемами глобализации и миграции населения, гармонизированными для разных стран стандартами образования и работой по сохранению разнообразия культур, языков, образовательных ценностей и путей к достижению цели, изменяет роль чтения и грамотности в мире, наполняет понятие новым содержанием.

Образовательные цели XXI века, сформулированные Жаком Делором (ЮНЕСКО), связывают образование с построением общества знаний («Учиться знать»), с практическим их использованием («Учиться делать»), толерантностью, вниманием к другим («Учиться жить вместе»), знанием своих прав и обязанностей («Учиться быть, существовать»). Проведение международных исследований образовательных достижений в мире (PISA, PIRLS) позволило определить три базовых, ключевых компонента учения. К ним отнесли чтение, математику и естествознание (или основы наук).

Чтение рассматривается сегодня как базовый компонент воспитания, обучения, образования, развития культуры и жизнедеятельности человека. Чтение является инструментом получения образования, развития интеллекта, языка, личностных качеств. Чтение – ценностный феномен, равный по значимости языку и литературе. Обратимся еще раз к исследованиям PISA 2000 и 2009 годов, поскольку в эти годы впервые сравнивалось чтение с листа и чтение с экрана. Лучшей Европейской страной осталась Финляндия (536), лучшей страной Азии и мира стала Корея (539), Америки – Канада (524), Австралии и Океании – Новая Зеландия (521). Абсолютным «победителем» стал город Шанхай (Китай, 556). Среди причин, приводящих к падению уровня грамотности (средний показатель в мире упал с 500 до 492 баллов), в первую очередь называют изменения в демографической картине, а именно: всевозрастающее количество детей мигрантов, которые к школьному возрасту не говорят на языке страны проживания, различия в подходах и методиках обучения чтению, в оценке результатов, характере читаемых текстов, а также усталость от участия в международных и национальных оценочных испытаниях (тестировании), но самое главное – ОБЩЕЕ ПАДЕНИЕ ОБРАЗОВАННОСТИ НАСЕЛЕНИЯ, наблюдаемое во многих странах, что напрямую связано с падением количества и качества чтения. Среди факторов, способствующих улучшению результатов, называют: введение написания эссе на выпускных экзаменах в школах, преобразования в образовательной системе, чтение литературных произведений, стратегии работы над текстами на всех предметах, массовое участие в исследовании девочек, которые традиционно читают лучше и больше мальчиков во всем мире, повышение квалификации учителя до обязательной магистратуры.

Миссией чтения на протяжении веков является ВОСПИТАНИЕ образованного гражданина, способного полноценно жить в обществе и заниматься своим самообразованием. История массового чтения как развивающей и преобразующей деятельности человека началась в XVI веке. Первые печатные книги были восприняты как объекты, отвлекающие людей от базовых ценностей, поощрявшие «излишнюю информированность, вольное толкование Писания и нездоровое любопытство».

Распространение чтения связано с периодом Реформации, переводом Библии на немецкий язык основателем протестантской церкви Мартином Лютером. Им же была сформулирована основная цель чтения, которая станет его миссией на многие столетия – воспитание личности человека. Мартин Лютер предложил и первую «методику» чтения – многократное перечитывание и толкование религиозных текстов (hermenaetics exegesis). Герменевтика или экзегеза к XX веку были преобразованы в теорию и метод понимания и интерпретации текстов посредством изучения грамматики и лексики языка, исторических и культурных реалий, вскрытия намеков смысла, которые со временем стали мало понятны, а также рассмотрением закономерностей форм поведения человека. Книгопечатание и использование книг в обучении сделали Европу динамическим культурно развивающимся центром мира.

Чтение для себя, становление личности, гражданственность, образованность, воспитание – все эти понятия формируются и развиваются в рамках первой миссии чтения. Чтение для воспитания характера – под таким названием сохранена эта функция чтения в западных программах обучения. Чтение с целью воспитания читающей личности является одной из основных целей изучения литературы в средней школе. К сожалению, реальность сегодняшней школы далека от возможности полноценно претворить в жизнь эту цель, в первую очередь из-за отсутствия педагогических условий. Сокращение учебного плана, «битва» за возвращение сочинения-рассуждения на литературные темы в экзаменационные требования, объем и выбор художественных текстов – все это является сигналом к тому, что вдумчивые читатели, похоже, обществу не слишком нужны. «Существование литературы подразумевает существование на уровне литературы, и не только нравственно, но и лексически, – говорил в своей Нобелевской лекции И. Бродский. – Только, если мы решили, что «сапиенсу» пора остановиться в своем развитии, литературе следует говорить на языке народа. В противном случае народу следует говорить на языке литературы». Учитель литературы имеет мало возможностей сегодня читать и обсуждать с учащимися литературные произведения, просвещать и образовывать своих учеников. По-существу, чтение художественной литературы сводится к стратегиям просмотрового чтения, а его деловой характер ограничен узнаванием фактов и мнений в суждениях ЕГЭ.

Второй целью образования является формирование ученика, способного читать учебную, научно-популярную, справочную литературу. В школе закладываются основы дальнейшего делового, профессионального чтения работника-специалиста, студента, научного работника. Вторая миссия чтения уходит своими корнями в XIX век, когда наблюдался всплеск экспериментальной науки, что было связано с новыми достижениями в области физики, биологии, естествознания, физиологии. Появилась экспериментальная психология, в рамках которой были проведены первые исследования зрительного компонента чтения. Исследователи-экспериментаторы описали характер движения глаза по строке, определили технические параметры чтения, а именно: количество фиксаций глаза на строке, характер регрессивных движений, скорость, гибкость чтения и др. Следующий всплеск интереса к технической стороне чтения пришелся на вторую половину XX века. Он был связан с вопросами скорочтения и скорости переработки информации, которая поступает человеку через зрительный канал. Обучение технике чтения, тренинги, тестирование, реакции человека на стимул, которым является текст, – стали актуальными направлениями в области чтения. В педагогику обучения чтению пришли методики, развивающие и замеряющие скорость и темп чтения, увеличивающие объем фиксаций и сокращающие количество регрессивных движений. Тогда еще казалось, что высокие технические характеристики чтения помогут справиться с обработкой все возрастающих объемов информации. Началось формирование делового чтения, чтения для получения информации здесь и сейчас. Появилось профессиональное чтение, целью которого стала переработка информации текста, соответствующей профессиональным целям и задачам.

Вторая миссия чтения должна реализовываться в учебных заведениях всеми учителями-предметниками и преподавателями различных дисциплин и специальностей. Для этого они сами должны владеть приемами текстовой деятельности. В тех странах, где такая подготовка и переподготовка становится реальностью, происходит рост качества чтения.

XX век, век идеологического противостояния двух социально-экономических систем, сделал чтение идеологическим орудием. Идеологическая (не)предвзятость, критическое чтение встали на повестку дня в обучении. Третьей миссией чтения стало идейное воспитание гражданина. Чтение наряду с языком и литературой всегда являлись тем глобальным явлением, которое определяло самосознание нации. Если в прошлом веке актуальной была идеологическая направленность читаемых материалов, то сегодня нам необходимо чтение литературы для сплочения нации. Обсуждение содержания книги, ее литературных героев и их поступков объединяет людей разных взглядов и национальностей, способствует созданию единого культурного пространства. Чтение классических произведений художественной литературы, лучших образцов современной прозы и поэзии всегда отличало отечественное образование и тем самым соединяло людей разных национальностей в единый народ, разделяющий общие ценности. Будет жалко, если мы это потеряем. В этом сегодня состоит социально-политическая миссия чтения в нашей стране.

Оглядываясь назад, мы понимаем, что расцвет чтения как идеологического вида деятельности пришелся на 60-70-е годы прошлого века. Тогда технические достижения одной страны вызывали интерес к состоянию образования, а следовательно, и чтения в другой стране. Известен феномен доклада министра образования США «Нация в опасности» после запуска СССР первого спутника земли, который привел к резкому улучшению качества школьного образования в США, особенно в сфере математики, естествознания и чтения.

Крах системы социализма вызвал падение количества и качества читаемых материалов не только в странах бывшего социалистического лагеря, но и в ведущих капиталистических странах. Почти рухнула надежда, высказанная Франком Смитом, одним из известных педагогов США, на то, что дети в XXI веке будут жить в грамотном мире, где все будут уметь читать и писать. Они будут учиться читать естественным путем, подобно тому, как они учатся разговаривать, живя в мире людей. Однако эта надежда не забыта и, возможно, именно она является одним из стимулов организации международных программ и проектов поддержки и развития чтения. Цель сделать всех детей планеты грамотными читателями к 2015 году, поставленная ООН, не реализована сегодня по многим причинам, основными из которых являются массовое переселение народов и мировой экономический кризис. Однако она еще может быть реализована в течение этого столетия. Большинство стран, в том числе и Россия, прилагают усилия в данном направлении. Реализация Национальной программы поддержи и развития чтения – тому пример.

Надеемся, что эти и другие важные вопросы, связанные с чтением и грамотностью в России, будут всесторонне обсуждены на нашей конференции.



Комментарии







 
   


© 2010-2024 РадугаМедиа.
Все права защищены.
О замеченных ошибках просьба сообщать
на radugamedia@mail.ru.
Дизайн RadugaLabs.
Разработка IT-Raduga.